Детская комната

Детская комната, детская мебель, игрушки и все прочее, что окружает детей, - это особый мир в квартире. Ребенок входит в семью малым и беззащитным существом, не способным высказать своих желании и устремлений. И только от взрослых зависит, в каких условиях и как будет проходить его жизнь, воспитание и развитие, каким он станет человеком в будущем. Нет необходимости говорить о том, какое большое значение это имеет для родителей, для общества в целом. Поэтому прежде, чем привести некоторые варианты мебели и примеры оборудования детской комнаты или зоны, рассмотрим общие принципы, основанные на особенностях поведения детей и тех благих устремлениях, которые каждый родитель желает своему ребенку в настоящем и будущем.
Отметим вначале, что универсальных и точных рецептов для каждой семьи и каждого ребенка не существует. Семья должна составить их сама. Тем не менее основные принципы организации детской среды приемлемы для всех.
Главный принцип - это то, что ребенок должен иметь свое место, если не целую комнату, то хотя бы уголок. Предметно-пространственный мир взрослых не становится миром ребенка, в основном по двум причинам - из-за размеров мебели и прочих вещей, принадлежащих взро слым членам семьи, а также абсолютно разного образа жизни и поведения. Детская среда должна быть сомасштабной детям. Ребенок младшего возраста живет как бы в трех пространствах. Первое макропространство ("взрослое" пространство квартиры) ребенку несомасшта-бно. Он к нему привыкает, постепенно по-своему осваивает, но собственным не ощущает. Представьте ощущения двухлетнего карапуза, который не может влезть на диван для взрослых. Этот диван становится ему, скорее всего, противным. Накрытый скатертью стол ребенок, забравшись под него, превращает своим воображением в шалаш или домик. А взрослый, не понимая этого, обращается к нему примерно так: "Чего ты туда залез, что ты там забыл!" Настойчивый родитель побеждает, невзирая на протест ребенка Вто рое пространство - детская зона квартиры со своим оборудованием. Она сомасштабна ребенку. Третье пространство - место игры и игру шки. Здесь ребенок над пространством, в своем воображении вырастает до взрослого и как бы сверху смотрит на игрушечный мир. По мере взросления все масштабы сближаются, а потом сливаются в один. Создавая комнату для ребенка или нескольких детей, необходимо обязательно учесть возраст и индивидуальность. Думается, что детская комната должна быть самой лучшей, самой удобной и уютной во всей квартире. И, самое главное, она должна нравиться жильцам - детям.
Для того, чтобы это было именно так, родителям следует четко представлять, какими должны быть предметная среда для ребенка и оснащение жилого помещения, чтобы они отвечали потребностям детей различных возрастных категорий. Ребенок - это не взрослый человек в миниатюре. Мебель, предназначенная для детей, не должна быть слишком претенциозной и нравиться в первую очередь взрослым. Ей предстоит немало выдержать. Поэтому в первую очередь она должна быть прочной и практичной.
Подбирая мебель для детской комнаты, надо помнить, что она должна отвечать физическим возможностям детей. В связи с этим можно выделить три возрастные группы детей:
до трех лет. Основное занятие - сон, еда и игры;
от трех до шести лет. В этом возрасте добавляются некоторые виды самостоятельной деятельности - рисование, моделирование, различное конструирование и т. п.;
от шести до четырнадцати лет Наряду со сном, едой и играми дети имеют определенные обязанности, такие как учеба, спорт, труд и т. д.
Все вышеперечисленные виды занятий требуют соответствующего оборудования и организации детской зоны или комнаты.
Когда ребенок совсем мал, он находится под постоянным присмотром матери (или бабушки). Место, где малыш проводит большую часть времени, должно быть там, где, занимаясь делами, взрослые могли бы держать его в поле зрения.
Мебель для самых маленьких должна отвечать их возрастным интересам, давать возможность совершать различные манипуляции. Так, стульчики, например, во время игры опрокидываются, превращаются в машины, ящики - в вагоны поезда, кровать - в лодку и т. п. Тем самым перед ребенком открывается возможность реализовать свои фантазии в познании мира и преобразовании его.
Для малыша необходимы: кровать для сна, стульчик, столик для игр и занятий, шкафчик для хранения игрушек и различных предметов. Не обязательно гнаться за дорогой и изысканной мебелью, она должна быть прежде всего практичной и нужных размеров.
Малого ребенка надо укладывать на ровную, не прогибающуюся кровать, ибо мягкая может повлечь неправильное развитие костей, искривление позвоночника. Нежелательно и постоянное пребывание в коляске, так как она неустойчива и слишком закрыта.
Кроватки для детей, выпускаемые нашей промышленностью, отвечают всем необходимым требованиям и пригодны для здорового и хорошего сна ребенка.
На четвертом-пятом месяце для малыша необходим манеж размером примерно 1x1 м, который можно купить или сделать из тонких, хорошо отшлифованных реек. Когда ребенок начнет ползать, для него должно быть отведено идеально чистое место на полу в детской комнате.
Первая потребность в стульчике для сидения и небольшом рабочем столике появляется после того, как ребенок начинает свободно двигаться. Вначале эта мебель нужна ему для небольшого отдыха, а затем для различных самостоятельных игр и занятий. По мере его роста эти предметы должны увеличиваться в размерах.
Дети в возрасте от шести лет нуждаются в месте для различных занятий, в том числе и для выполнения домашних заданий. Во избежание деформации позвоночника важно обеспечить правильное соотношение между высотой стула и стола. Это достигается за счет их конструкций, высота которых может регулироваться.
Для двоих детей одного пола целесообразно в детской комнате или детском уголке разместить одна над другой две кровати. Лучше так, чтобы они были перпендикулярны друг другу.
Важное значение, как мы уже отмечали, имеет цвет. Вспомним: дети любят яркие и чистые цвета. Однако это не значит, что все должно быть слишком пестрым. Кричащие тона быстро надоедают, кроме того, это неблагоприятно влияет на зрение. Лучше нейтральная, успокаивающая окраска.
Интеллект ребенка на 70 процентов формируется в возрасте до четырех лет. Поэтому родители и воспитатели дошкольных учреждений могут формировать личность в основном с помощью игр, в которых они должны участвовать и сами. Эмоционально холодное окружение, бедное духовными идеалами, является причиной психических травм и умственной отсталости детей.
А теперь перейдем к рассмотрению различных примеров оборудования и мебели для детских зон и комнат.
Кровать для малолетнего ребенка. Основание ее должно быть жестким, например, из фанеры толщиной 8 - 10 мм. Боковые стенки надо сделать высокими, в виде решетки. Такими же могут быть и все остальные. Это дает возможность ребенку наблюдать внешний мир, а также вставать, держась за стенки-поручни.
Для матери более удобно, когда кровать является одновременно и качалкой (колыбелью). Варианты детских кроватей показаны на цветных иллюстрациях.
Детская мебель меньше по размерам и испытывает меньшие эксплуатационные нагрузки, чем мебель для взрослых. Поэтому детали для нее делают малых сечений. Для изготовления щитов годится фанера. На мебельных предприятиях при раскрое остаются куски ее, из них можно делать отдельные изделия и целые наборы детской мебели. Подобную мебель можно изготовить и в домашних условиях. Материал для этого доступен, он продается во многих магазинах.
Мебель из фанеры прочная и легкая. Щитовые детали не требуют таких соединений, как, например, древесно-стружечные плиты. Они могут собираться даже без фурнитуры, как стол и стул, показанные на одной из цветных иллюстраций.
Дети растут быстро и купленная два-три года назад мебель становится неудобной. Продлить ей жизнь и сделать удобной при пользовании можно, если основные параметры изделий будут регулируемыми. Как это проще сделать - показано на цветной иллюстрации. Например, кровать может увеличиваться по длине от детского размера до взрослого, потому срок годности ее становится неограниченным. Толщину фанерной заглушины надо взять 8 мм. Она обеспечит прочность и жесткость основания, а перепад высоты в 8 мм через матрац почти не будет ощущаться, при необходимости основание с меньшей высотой можно закрыть тонким одеялом.
Детский раскрытый уголок для игрушек можно оборудовать весьма просто и без больших затрат, с помощью узких щитов или досок (см. цветные иллюстрации). Если к подобному уголку добавим "растущие" стол и кровать, то получим хороший интерьер как по содержанию, так и по художественному решению.
Раскрытый уголок интересен тем, что все игрушки постоянно активны и ребенок живет в их мире, воспроизводит его, видоизменяет, ухаживает за ним. Это несравненно лучше, чем держать игрушки в закрытом шкафу или ящике (тогда ребенок забывает о старых и требует новых).